1 февр. 2011 г.

Артем Варгафтик о "Бонквинтоне"

Артем Варгафтик - музыкальный критик и телеведущий. Лауреат российской телевизионной премии «ТЭФИ» (2003, 2004).


Постойте, как там было? - "...кто может первым посмеяться над собой" ? - так, кажется, это звучало в старой веселой песенке? В том смысле, разумеется, что "...капризен успех, он выбирает из тех, кто..." - и наверное, это правильно. Как часто мы про них пели, но как редко, мало, случайно и мимолетно их самих слышали, а еще менее - видели. А тут посмотришь - ба, вот же они! Те пятеро во фраках, которым и вправду ОЧЕНЬ СКУЧНО (было бы) ПРОСТО ОЧЕНЬ ХОРОШО ИГРАТЬ - если бы они, например, только тем и занимались, что хорошо играли :)


Ясно, что служа искусству в таком солидном, "фирменном" коллективе как БСО, по-другому разучиваешься работать очень быстро, тут и говорить нечего. Но зато - эх, жалко Оскар Уайльд не дожил до этакого римейка своей пьесы "Как важно быть серьезным" - зато: КАК ВАЖНО, чтобы вот это самое "ПОСМЕЯТЬСЯ НАД СОБОЙ" не происходило у опытных классных профи "по руке", как под хороший ауфтакт! КАК ВАЖНО, чтобы их виртуозная (в том смысле, что иногда и впрямь почти рискованная) ирония не вошла в привычку, которая свыше нам дана - а всегда оставалась, как сейчас, одной из первых жизненных потребностей мыслящего человека: ну, вот как общение, чтение, расширение кругозора и посильная борьба с окружающей туповатой рутиной.

Смешно здесь говорить о "виртуозности" - той, буквальной, которой только и место, что в кавычках, где учитывается число знаков, отбитых в единицу времени - но это самое "смешно" может стать движущей силой искусства, если чуть-чуть захотеть и голову к этому приложить! Ведь за краткостью и изяществом их концертных номеров (далеко не все из которых - бисы, хохмы или шаржи, на самом-то деле) стоит будущее, которое уже наступило. В их звуке - черты нового века, в умных книжках называемые до невозможности мудреными словами, но тут-то все слышно, видно и прозрачно. Это в старом добром ХХ веке (с его теоретическими разговорами о пост-модернизме и надутыми щеками тех, кто делает вид, будто понимает, что это :) - улыбки тщательно репетировались, цитаты сопровождались ссылками, а когда хотели удивить публику, непременно давали "маячок": "внимание, сейчас будет сюрприз!", прямо как на вынос юбилейного торта, честное слово! Но век-то ХХ уже прошел, причем довольно давно - и люди, там родившиеся, выросшие, научившиеся отличать скучное от нескучного, выходят к нам со своей ПОСЛЕДНЕЙ ВЕРСИЕЙ ТОГО, ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ СЕГОДНЯ РЕАЛЬНОЙ АЛЬТЕРНАТИВОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ СКУКЕ. Только пожалуйста, не надо сразу думать про Первое апреля или там Тридцать первое мартобря - это нормальный, жизнеспособный, качественно задуманный и блестяще реализованный проект вовсе не для разового распития в праздник. Надо только правильно их понять: СКУКА - ЭТО НЕ КОГДА СИМФОНИЯ ДЛИТСЯ ОДИН ЧАС ДВАДЦАТЬ ДВЕ МИНУТЫ и не влезает на болванку компакт-диска! Нет, это когда изысканное, дорогое, гениальное удовольствие входит в привычку, вносится в расписание и неотвратимо приедается. После чего всем на все уже наплевать :) Вот именно с этим (а вообще-то описанные события многим кажутся "судьбой музыкального искусства в наше время", причем судьбой-индейкой, от которой не уйдешь) - именно с этим и умеют справляться, бороться и в этой борьбе - пока, во всяком случае - только побеждать те пятеро милых молодых людей во фраках, про которых и было - как мы теперь понимаем, не правда ли? :) - сказано и спето: ПУСКАЙ КАПРИЗЕН УСПЕХ, ОН ВЫБИРАЕТ ИЗ ТЕХ, КТО МОЖЕТ ПЕРВЫМ ПОСМЕЯТЬСЯ НАД СОБОЙ!

Комментариев нет:

Отправить комментарий